Контрастная версия
Нравственность — вовсе не пустой звук в бизнесе. В ней весь смысл. Ричард Брэнсон
Инновации и кластеры

Инновации и кластеры


КЛАСТЕРЫ - ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ

Инновация есть внедрение какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.Общим признаком инновации является то, что она должна быть внедрена.

Инновации – локомотив развития стран, отраслей и предприятий. Экономическое развитие на уровне мировой и национальных экономик продвигают инновации в ходе динамического процесса, в котором новые продукты, технологии и рыночные стратегии заменяют старые.

Развитие экономик реализуется через развитие отраслей, которое продвигается инновациями. Новые отрасли обязаны своим появлением инновациям. Старые отрасли либо исчезают со временем, уступая место новым, либо выживают вновь и вновь. Те, которые выживают, обязаны своим выживанием своевременному обновлению. Развитие компаний также продвигают инновации. Компании реализуют инновации для достижения целей своих стратегий развития, т.е. повышения конкурентоспособности и расширения бизнеса.

В наше время в контексте социально-экономического развития широко обсуждаются две концепции: кластеры и открытые инновации. У этих двух концепций есть существенное общее: в обоих случаях речь идет о процессах (производственных и инновационных), охватывающих группы предприятий и организаций, кооперирующихся в решении задач, представляющих общий интерес (что не исключает конкуренции между ними вне пределов этих общих интересов).

ПАРАДИГМА ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Инновационный процесс – процесс продвижения от идеи до конечного результата в форме инновации. Простейшими модельными представлениями инновационных процессов являются линейные модели:
Толкающая модель инновационного процесса: базовые научные знания > разработка > производство > маркетинг >сбыт.
Тянущая модель инновационного процесса: запрос рынка > разработка > производство > сбыт.
Реальные инновационные процессы, как правило, намного сложнее, чем данные упрощенные модельные представления. Реальные инновационные процессы обычно не являются линейными: на разных этапах возможно возвращение на предыдущие этапы для доработки методом проб и ошибок. В реальных инновационных процессах толкающая и тянущая модели переплетаются. Не всякий реальный процесс завершается положительным результатом.

ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Если все фазы процесса совершаются в границах компании, данный инновационный процесс является закрытым (close innovation process).
Если на тех или иных этапах инновационного процесса имеет место интерактивное взаимодействие с внешними по отношению к компании агентами, данный инновационный процесс является открытым (open innovation process).

Внешние связи соединяют инновационную фирму с другими субъектами инновационной системы: научными лабораториями, университетами; администрациями, определяющими государственную политику; конкурентами, поставщиками и потребителями.

Таким образом, инновация может быть разработана внутри фирмы или воспринята извне. Имеют место три основных типа внешних связей:
Открытые источники информации представляют собой общедоступную информацию без требования покупать технологии или права на интеллектуальную собственность или взаимодействовать с источником информации.
Инновационное сотрудничество предполагает активную кооперацию с другими фирмами или государственными исследовательскими учреждениями в сфере инновационной деятельности (что может включать также приобретение знаний и технологий).
Приобретение знаний и технологий предполагает покупку внешних знаний (в форме лицензий, патентов и иных), а также основных фондов (машин, оборудования, программного обеспечения) и услуг, в которых воплощены новые знания или технологии, без взаимодействия с их источником.
Практика привлечения инноваций из внешних источников на коммерческой основе получает все более широкое распространение. Можно говорить о количественном росте и качественном развитии рынков открытых инноваций. Свидетельством такого развития служит, в частности, появление такой бизнес-модели как инновационный посредник (Innovation Intermediary).

КАЧЕСТВЕННЫЕ УРОВНИ ИННОВАЦИЙ

По определению все инновации должны содержать какую-то долю новизны. Рассматриваются три уровня новизны: новое для фирмы, новое для рынка и новое для всего мира.
Новое для фирмы – минимальный уровень новизны. Некий продукт, процесс, метод маркетинга или организации уже могут использоваться в других фирмах, но если это является новым для данной фирмы, то для нее такое изменение рассматривается как инновация.
Инновации являются новыми для рынка, когда осуществившая инновацию фирма первой выводит ее на свой рынок. 
Инновация является новой для всего мира, если осуществившая ее фирма является первой в этом отношении на всех рынках и среди всех отраслей – как в национальном, так и в международном масштабе. Таким образом, понятие “новое для мира” подразумевает бóльшую степень новизны, чем понятие “новое для рынка”.

СТРАТЕГИИ ЗАКРЫТЫХ
И ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ В КОМПАНИЯХ

Таким образом, существуют два основных возможных способа инновационной деятельности фирм. Фирма может инвестировать в творческую деятельность для создания инноваций в собственных стенах или же она может потратить средства на освоение инноваций, разработанных другими фирмами или организациями, воспользовавшись процессом диффузии.
Крупные компании, конкурирующие на мировых рынках, конечно, не отказываются от стратегий закрытых инноваций, но концентрируют внутренние инновационные процессы на прорывных направлениях, например, создании инновационных продуктов, обещающих получение значительной предпринимательской прибыли. В то же время на других направлениях, например, в области организации производства, менеджмента качества, инновации могут привлекаться из внешних источников.
Два основных типа инновационных стратегий открывают возможности для разнообразных комбинаций этих подходов. Во всех случаях в инновационной деятельности компаний большое место занимает освоение инноваций, разработанных и впервые внедренных другими фирмами. Соответственно, инновационная деятельность компании зависит от ее связей с внешним миром, в котором имеются источники информации, знаний, технологий, практического опыта, людских
и финансовых ресурсов.

ИННОВАЦИИ И КЛАСТЕРЫ

Термин “открытые инновации” ввел в оборот Генри Чесбро (Henry Chesbrough) всего около десяти лет назад. Однако история инноваций уходит в глубину веков, она намного древнее, чем история корпораций и даже ремесленных цехов.Поэтому в далеком прошлом (например, в эпоху изобретения колеса – великой революционной инновации) открытые инновации были обычным делом. Этот факт не умаляет заслуг Чесбро – пока явление, наблюдаемое на практике, не получает имени, к нему нельзя подступиться научными методами.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ РАЙОНЫ XIX ВЕКА.

Альфред Маршалл в своих пионерских работах (конец XIX века) о кластерах – “промышленных районах” (industrial districts), которые он наблюдал в Англии той эпохи, приводит замечательные свидетельства широкого распространения открытых инноваций в этих отраслевых агломерациях:
Однажды определив для себя подходящее место, отрасль, скорее всего, будет в этой местности существовать долго: так велики те преимущества, которые люди одной профессии получают от близкого соседства друг с другом. Секреты ремесла здесь не находятся под покровом тайны. Они - в атмосфере этого места, и дети многим из них научаются подсознательно. Хорошая работа пользуется должным признанием. Достоинства изобретений и усовершенствований оборудования, процессов и общей организацией бизнеса немедленно обсуждаются. Когда у одного мастера появляется новая идея, ее подхватывают другие, комбинируя с собственными соображениями и, таким образом, она становится источником дальнейших новых идей.
Alfred Marshall, Principles of Economics, 8th edition, Macmillan and Co., Ltd. 1920.
С развитием технологий массового производства ведущими производственными системами становятся вертикально интегрированные компании. В “промышленных районах” идут процессы консолидации. Например, в Детройтском автомобильном промышленном районе в период с 1913 года по 1929 год число автомобилестроительных компаний сократилось с 42 до 8, к 1941 году их осталось 5, в дальнейшем производство автомобилей практически полностью сосредоточилось в “Большой тройке” - Ford, GM и Chrysler. Промышленные районы Англии, которые наблюдал Маршалл, завершили свой жизненный цикл с началом второй мировой войны.
В условиях конкуренции гигантов на рынках только стратегии закрытых инноваций способны обеспечить получение предпринимательской прибыли инноваторами в течение периода, достаточного для того, чтобы окупить затраты на НИОКР и внедрение инноваций.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ РАЙОНЫ XX ВЕКА.

Однако, в мировом масштабе промышленные районы - кластеры малых предприятий не исчезли из реальной экономики, хотя надолго исчезли из поля зрения экономической науки. Промышленные районы нашли свои ниши на рынках, такие как: производство относительно несложной товарной продукции (например, керамическая плитка) или производство товаров для рынков с глубокой сегментацией под потребности различных категорий потребителей (легкая промышленность: обувь, одежда и т.п.). На последнем направлении родилась концепция “гибкого производства”, которую по достоинству оценили и, в известной степени, адаптировали к своим условиям крупные производители массовых товаров. Экономический подъем в Северо-Восточной Италии в 1970-х годах, которому этот сравнительно бедный регион страны был всецело обязан промышленным районам, вернул последние в мейнстрим науки об экономическом развитии. И вновь исследователи отмечают наличие сильной горизонтальной кооперации в промышленных районах, которая проявляется в создании кредитных, закупочных и маркетингово-сбытовых (в том числе экспортных) кооперативов.
В литературе также отмечается открытый характер инноваций в промышленных районах. Инновации здесь имеют, в основном, инкрементальный характер и легко могут быть воспроизведены. Свободной диффузии инноваций способствует также высокая мобильность работников в районе.
Наконец, предприятия многих промышленных районов кооперируются в разработке инновационных продуктов и технологий. Например, Итальянская национальная ассоциация производителей керамической плитки Assopiastrelle в 1976 году в сотрудничестве с региональной администрацией и Болонским университетом, инициировала создание сервисного центра Centro Ceramico. Центр занимается исследованиями по развитию новых технологий и созданию новых продуктов.Центр проводит испытания и оказывает консультационные услуги.Ассоциация также занимается вопросами подготовки кадров: организует тренинги для квалифицированных рабочих и подготовку инженеров по технологиям керамического производства (в сотрудничестве с университетом Модены), а также учебные курсы по маркетингу.

ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КЛАСТЕРЫ.

Примерно в те же 1970-е годы начались процессы дезинтеграции вертикально-интегрированных компаний в машиностроительных отраслях. Основной причиной для это стало кардинальное повышение сложности продукции машиностроения: от автомобилей и самолетов до сложной бытовой техники: стиральных машин, холодильников, кондиционеров и т.д. В эти же годы началась технологическая революция в области электронного машиностроения и информационных технологий.Расширяющееся использование электромеханических систем, электронизация конечных продуктов машиностроения привели к тому, что по сравнению с 1930-50-ми годами многократно увеличились количество и ассортимент промежуточных изделий и компонентов, используемых в сборке конечных продуктов. В этих условиях сосредоточение всех производственных площадок под крышей одной вертикально-интегрированной компании перестало быть реалистическим выбором.
Параллельно с усложнением конечных продуктов происходило и продолжает происходить углубление специализации предприятий. Вертикально-интегрированные компании начали замещаться кластерами предприятий, формально независимых, но тесно связанных в технологических цепочках производства конечных продуктов. Данный процесс еще не стал достоянием истории. Даже в передовых в технологическом отношении странах этот процесс завершен или, скорее, близок к завершению только в лидирующих в этом процессе отраслях (автомобилестроение). Например, крупнейший глобальный поставщик автомобильных компонентов компания Delphi Corporation выделилась из состава General Motors в 1999 году. Аналогичное событие – отделение Visteon Corporation от корпорации Ford произошло в конце 2000 года. Аналогичный процесс имеет место в авиационной промышленности, но с существенным отставанием.
В России дезинтеграция традиционных вертикально-интегрированных компаний с переформатированием их производственных систем в кластеры – явление наших дней. Стимулирование этих процессов – один из важных инструментов модернизации национальной экономики. 
В ходе формирования вертикально-интегрированных кластеров OEM – производители конечной продукции – сохраняют за собой конечную сборку, маркетинг и сбыт и другие деятельности, которые рассматриваются как корневые для компании. Они также удерживают НИОКР и инновационные процессы на потенциально прорывных направлениях (стратегия закрытых инноваций). В то же время расширяется практика совместной с поставщиками разработки новых продуктов (стратегия открытых инноваций).
Кластер – естественная среда открытых инноваций. Исследования как промышленных районов, так и вертикально-интегрированных кластеров показывают, что кластеры и того и другого типа являются естественной средой для открытых инноваций.
Отношения предприятий в кластерах имеют смешанный конкурентно-кооперативный характер. Сотрудничество предприятий в рамках открытых инновационных процессов расширяет возможности разработки новых технологий и продуктов и повышения конкурентоспособности кластера в целом как производственной системы.
В промышленных районах преобладают горизонтальные формы кооперации. В вертикально-интегрированных кластерах преобладают вертикальные формы кооперации между предприятиями, находящихся на смежных ступенях (ярусах) цепочек создания ценностей.

ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ И МАЛЫЙ БИЗНЕС

Стратегия закрытых инноваций весьма ограниченно применима для малых предприятий, вследствие ограниченности тех ресурсов, которые они могут выделить на реализацию инновационных процессов от идеи до внедрения. В то же время, участвуя в коллаборативных проектах открытых инноваций, малые предприятия могут получать те или иные выгоды в зависимости от их роли и места в открытых инновационных процессах.

Кластеры – естественная среда для включения малых предприятий в проекты открытых инноваций в рамках двух основных моделей:
• горизонтальная кооперация малых предприятий в целях объединения ресурсов для решения задач, представляющих общий интерес;
• вертикальная кооперация малых предприятий с их потребителями в цепочках создания ценностей вертикально интегрированных кластеров.



	 
Январь (0) Февраль (0) Март (0) Апрель (0) Май (0) Июнь (0) Июль (0) Август (0) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)