Новости"Пятерка" — на удачу

"Пятерка" — на удачу

26 Февраля 2018
Ракетно-космический центр «Прогресс» включен в список соисполнителей работ по космическому ракетному комплексу сверхтяжелого класса. Специалистам самарского предприятия предстоит создать ракету-носитель среднего класса «Союз-5», первая ступень которой должна стать составной частью российской сверхтяжелой ракеты.

России необходим новый носитель

Почти шесть десятилетий самарские ракеты-носители «Союз» остаются главной «рабочей лошадкой» сначала советской, а затем и российской космической программы. В частности, именно они обеспечивают все запуски наших пилотируемых кораблей, а сегодня это единственное средство доставки интернациональных экипажей на Международную космическую станцию (МКС).

Пройдя несколько серьезных модернизаций, семейство ракет-носителей «Союз-2»  достигло предела возможностей по массе и точности выведения полезной нагрузки. Главное достоинство «Союзов-2» - отработанный до мелочей процесс изготовления и испытаний, высокая надежность и конкурентоспособная цена. Но для доставки на орбиту новых автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей нужны новые ракеты-носители. Без них стратегические планы России в космосе останутся на бумаге.

В среднем классе таким носителем должен стать «Союз-5». Сейчас полным ходом идет разработка нового пилотируемого корабля «Федерация», и именно «Союз-5» станет для него «средством выведения». Современным, эффективным, надежным. И универсальным, потому что новой ракете также предстоит доставлять в космос различные автоматические аппараты. Работать как в связке с разгонными блоками, так и без них, в зависимости от вида «полезной нагрузки».

Вот такую ракету космического назначения и поручили разработать самарскому РКЦ «Прогресс». Ее летно-конструкторские испытания должны начаться в 2022 году.

«Союз-5» объединяет с прежними «Союзами» только название. Это совершенно другая ракета. Прежде всего, «пятерка» в два с лишним раза мощнее «Союза-2». Новая ракета должна выводить с космодрома Байконур на низкую опорную орбиту (НОО) полезную нагрузку массой до 18 тонн против 8,2 тонны у «Союзов» второго семейства.

Кстати, сегодня в российской космической отрасли только РКЦ «Прогресс» обладает опытом разработки и серийного производства ракет-носителей, сертифицированных для пилотируемых пусковых кампаний. У других ракетостроительных предприятий России такого опыта нет по определению.

«Союз-5»: эффективно и экологично

РКЦ «Прогресс» представил эскизный проект «Союза-5» в декабре 2017 года. Этот проект был одобрен, в нем определен технический облик новой ракеты-носителя, а также ее основные характеристики.

Как сообщили в пресс-службе РКЦ «Прогресс», стартовая масса «Союза-5» - около 530 тонн (для сравнения, у «Союза-2.1а» и «Союза-2.1б» - 312 тонн). «Пятерка» - двухступенчатая ракета с последовательным расположением ступеней («Союзы-2» - трехступенчатые). Длина новой ракеты с головным обтекателем - 61,87 метра, а с пилотируемым кораблем даже больше - 65,9 метра против 41,3 метра у «Союзов-2».

Поскольку новый «Союз» предназначен для обеспечения пилотируемых полетов, на обеих его ступенях используются только нетоксичные компоненты ракетного топлива. Окислитель - жидкий кислород, а горючее - нафтил (керосин РГ-1). Это очень важный момент, ведь новая ракета проектируется под уже существующий стартовый комплекс, с которого раньше стартовали украинские «Зениты-М». Комплекс находится на космодроме Байконур, это территория Казахстана, а в международном сотрудничестве вопросы экологической чистоты космических запусков сегодня выходят на первый план.

Необходимость проектировать «Союз-5» под простаивающий старт «Зенита-М» продиктована экономикой, ведь стартовый комплекс - сооружение дорогостоящее. «Зенит» - ракета удачная, поэтому разумно использовать тот наземный комплекс, который уже есть. К тому же Россия располагает плавучим пусковым комплексом «Морской старт», а он тоже строился для запуска «Зенитов». Мобильность «Морского старта» позволит «Союзу-5» стартовать из экваториальных областей. И если с Байконура новая ракета может вывести на геостационарную орбиту спутник массой до 2,5 тонны, то с экватора можно поднять и более тяжелый аппарат.

По массе выводимой полезной нагрузки новая ракета-носитель очень близка к российской тяжелой ракете «Протон», которая работает на токсичной топливной паре «гептил-амил». И возможно, часть полезной нагрузки, которую сегодня выводят на орбиту с космодрома Байконур легкие версии «Протона», со временем перекочует на экологичный «Союз-5».

Новая ракета - лучшие технологии

Заместитель генерального конструктора по науке АО «РКЦ «Прогресс» Евгений Космодемьянский обратил внимание на то, что новая ракета проектируется под современные технологические процессы. Ряд деталей будет изготавливаться с применением аддитивных технологий, методом послойного спекания - как сейчас часто говорят, «детали будут печатать на 3D-принтере».

Для соединения деталей внедряется такой способ сварки, как сварка трением с перемешиванием. Как отметил Евгений Космодемьянский, современные технологические и конструктивные решения позволят снизить массу конструкции ракеты, тем самым повысив ее эффективность.

На первую ступень «Союза-5» планируется установить двигатель РД171МВ производства НПО «Энергомаш». Это лучшее, что сегодня есть в мировом двигателестроении. Родоначальник этого семейства - РД170 - поднимал на орбиту ракету-носитель «Энергия» (на фото - ее блоки в МИК космодрома Байконур). Двигатель второй ступени «Союза-5» - РД0124МС.

Диаметр ступеней «Союза-5» не 3,9 метра, как у «Зенитов», а 4,1 метра. Контейнеры с такими ракетами можно транспортировать по железной дороге, они вписываются в габариты железнодорожных мостов, но это предельно возможный размер для перевозки поездом. Для нормального прохождения состава железнодорожникам все-таки придется останавливать встречное движение и освобождать соседние пути на станциях. К слову, РКЦ «Прогресс» предстоит разработать и изготовить не только саму ракету, но и комплект транспортного оборудования, которое позволит доставить «изделие» на космодром.

От «Союза-5» к сверхтяжелой ракете

Разработка ракеты-носителя среднего класса, конкурентоспособной на мировом рынке - это только часть задачи, которая стоит перед самарскими инженерами. Как пояснил врио генерального директора АО «РКЦ «Прогресс» Равиль Ахметов, при разработке эскизного проекта ракеты-носителя «Союз-5» прорабатывается вопрос использования первой ступени «Союза» в качестве составной части космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК).

Головным исполнителем по проекту сверхтяжелой ракеты назначено ПАО «РКК «Энергия им. С.П. Королева». Именно в РКК «Энергия» проходила защита эскизного проекта «Союза-5». Сверхтяжелая ракета, начало летных испытаний которой запланировано на 2028 год, открывает России дорогу к Луне. Она должна поднимать на низкую орбиту 90 тонн полезной нагрузки и доставлять 20 тонн на окололунную полярную орбиту.

Специалисты полагают, что первая ступень «Союза-5» может использоваться не только в качестве боковых блоков новой сверхтяжелой ракеты, но и в качестве центрального блока. Если будет принято такое конструктивное решение, роль РКЦ «Прогресс» в реализации российской лунной программы окажется еще выше.

В конце 1980-х в СССР была успешно испытана система «Энергия - Буран». Один из старейших и уважаемых работников космической отрасли, заместитель генерального директора - генеральный конструктор ФГУП «ЦЭНКИ» Игорь Бармин в разговоре с журналистом «ВК» назвал ее самой совершенной ракетно-космической системой, созданной человеком.

РКЦ «Прогресс» располагает уникальным опытом производства двух сверхтяжелых ракет-носителей - «лунника» Н1-ЛЗ и «Энергии». Его сегодняшний производственный потенциал позволяет обеспечить изготовление «Союза-5» на имеющихся площадях, при условии дооснащения необходимым оборудованием. А участие самарского предприятия в создании нового ракетного комплекса сверхтяжелого класса повышает шансы на успех лунной программы России.


Источник: Волжская коммуна


	 
Январь (0) Февраль (0) Март (0) Апрель (0) Май (0) Июнь (0) Июль (0) Август (0) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)